Педагогическая система Никитиных – основные принципы

03.10.2019

Вы слышали когда-нибудь о педагогической системе Никитиных? А ведь в прошлом столетии она была востребована не только в СССР, но и в западных странах, и в Японии. Но почему она стала столь популярной? Специалисты из Школы Интеллекта разобрались с системой Никитиных и решили поделиться с Вами основными её принципами.


Борис и Елена Никитины – родители, педагоги и авторы оригинального семейного воспитания. В 50-е годы прошлого столетия они были, мягко говоря, не удовлетворены системой обучения молодежи. Это послужило толчком развития системы РРР (раннего развития ребенка) в собственной семье. Их система направлена на формирование творческих способностей с самого раннего детства. Они воспитали семерых детей. Число внуков при этом составляет – 24. Впечатляет? Давайте же ознакомимся с самой системой…

Главная задача – развитие способностей

Согласно методике Никитиных, каждый здоровый ребенок обладает невообразимыми возможностями развития способностей. Однако, родителям стоит учитывать, что существует конкретное время и условия, при которых возможно достичь максимальных результатов в развитии определенной способности. Спустя время, ребенок, не получивший поддержку в свое время, теряет потенциал в определенном деле и забывает про него. Те же способности, которые поддерживаются со стороны (как родителями, так и учителями), как правило позднее развиваются в еще большей степени.

По мнению Никитиных, цель родителей – не мешать развитию ребенка, а помогать ему. На самом деле, это не так просто, как кажется на первый взгляд. Родители должны уметь подбирать моменты, в которые необходимо создавать «опережающие» условия для развития определенной способности у ребенка. Например, хороший родитель «предугадает» желание ребенка заняться спортом и заранее купит необходимый для этого инвентарь.

Принципы методики Никитиных

  1. Легкая одежда и спортивная обстановка в доме. В современном мире, в домах все чаще встречается какой-либо встроенный спортивный инвентарь. И это как нельзя радует!
  2. Родительское участие в жизни ребенка. Под «участием» не стоит понимать «влезание» в жизнь детей. Здесь важно именно то, насколько часто родители участвуют в играх детей, поощряют за успехи и успокаивают после неудач.
  3. Свобода творчества детей в занятиях. По этим подразумевается отсутствие каких-либо специализированных тренировок, зарядок и уроков. Дети должны заниматься столько, сколько захотят, чередуя при этом разные виды деятельности.
Как и во всех сферах жизни, и здесь имеется золотая середина в воспитании ребенка. При этом, по мнению Никитиных, в современном воспитании частенько встречаются две крайности: «сверхорганизованность» (слишком заботливое вовлечение и уход) и «заброшенность» (обслуживание ребенка – накормить, одеть, уложить спать).

Золотая же середина состоит в том, чтобы радоваться успехам детей и оказывать поддержку в сложных ситуациях.

Важность игр в развитии

Никитины разрабатывали для своих детей игры, утверждая при этом что они очень хорошо развивают интеллект и творческие способности. То, что они создали, известно сейчас под разными названиями дидактических материалов: игра «Сложи квадрат», «Кирпичики», кубики «Сложи узор». Авторы были нацелены на постепенное постижение правил. Что это означает? Ребенок смотрит как играют другие дети, погружается с головой и впоследствии начинает понимать правила. Это, по мнению Никитиных, является очень хорошей практикой развития аналитического мышления, которое в жизни поможет лучше и уверенней принимать решения. Один из основных принципов игр заключается в том, что ребенок добровольно и постепенно сам вовлекается в игру. В случае, если ребенок потерял интерес, стоит остановиться и попробовать заняться чем-то другим.

Ничто не обходится без минусов

Никитины являлись глубоко вовлеченными родителями. Ведь они педагоги и большую часть своего времени посвящали различным методикам воспитания и обучения детей. То есть, современным родителям, которые занимаются своими делами, полное осуществление методики Никитиных просто невозможно.

Стоит отметить, что в их семье существовала проблема социализации. Дети Никитиных росли в доме, общаясь только друг с другом. Да, семейные связи при этом у них были безупречно развиты, однако, с внешним миром и его людьми они не умели взаимодействовать. Бесспорно, их дети имели успех в образовании, однако это единственное что интересовало их в школе.

Школа нужна не только для образования, но и для социализации.

Также, можно сказать, что система не полностью проработана, ибо в ней не уделяется внимания гендерному аспекту, т.е. нет специфических навыков для девочек или для мальчиков.

Педагогическая система Никитиных несет в себе много плюсов, но также и минусы. В любом случае, каждая семья формирует собственную систему воспитания. Так почему же не взять плюсы с известных нам систем?

Подведем итог. Ребенку необходимо создать максимально благоприятные условия, наблюдать за ним, но не вмешиваться и ни в коем случае не решать за него, чем он будет заниматься. Родителям следует хвалить своего ребенка за успехи, не ругая при этом за неудачи, дабы ориентировать его на самый высокий результат.

Умеющие обучать необучаемых,
специалисты Школы Интеллекта 7-17.ru

Мотивирующая программа с отметками

Мы расскажем о нашей новой мотивирующей программе с призами!

21.10.2019

Мотивирующие жетоны

Один из принципов нашей школы сделать обучение для детей максимально интересным и привлекательным. Для этого мы придумываем различные мотивационные программы, игры и конкурсы с крутыми призами! Ребятам это очень нравится!

21.10.2019

Описание уровней для Робототехники

Робототехника — это инженерный курс, который знакомит детей с основами конструирования и дает первичные навыки программирования. Целью курса является пробуждение у детей интереса к инженерной деятельности с помощью конструктора и программного обеспечения.

21.10.2019